Кризис 3 лет у ребенка. Признаки и советы родителям.

Кризис 3 лет – переходный период от раннего детского возраста к дошкольному.

О чем этот кризис, каковы его причины?

Все важные и, не будем кривить душой, порой раздражающие и пугающие окружающих изменения связаны с тем, что ребенок начинает ощущать себя отдельной от родителей личностью, реалиховывать свои желания и собственную волю.

Ситуация обостряется, если присутствуют следующие моменты:

  • авторитарная модель воспитания;
  • – конфликты в семье;
  • – гиперопека со стороны родителей или близких взрослых;
  • – обилие запретов, наказаний;
  • – несогласованные, непоследовательные, нелогичные требования к ребенку;
  • – ограничения самостоятельной деятельности, инициативы в чем-либо.

В таких случаях может потребоваться работа с психологом — он поможет родителям выработать правильную тактику воспитания и гармонизировать отношения в семье.

Признаки кризиса 3 лет.

Упрямство – “добьюсь этого любой ценой”. Ребенок настаивает на чем-то из принципа – потому, что он потребовал чего-то у взрослого и не собирается отказываться от своей цели, даже если она уже неактуальна.

Протест-бунт – “нет”, “не хочу”, “не буду”. Проявляется обычно, если ребенок  чувствует, что возможно с ним не считаются, не принимают во внимание его мнение и желания. Считают его не достаточно самостоятельным.

Строптивость — “не хочу” и “не буду”. Не на зло конкретному человеку, а в целом против привычного стиля жизни, отношений, принятых в семье, а также принципов родительского воспитания.

Негативизм – “нет!” И “а сделаю-ка я наоборот!”. Даже любимые действия могут отклоняться, если их предложил взрослый. Причем это проявляется избирательно: с некоторыми взрослыми ребенок ведет себя нормально.

Своеволие – “я сам!”. Стремление все сделать самому – даже то, что еще не получается или не позволяется по возрасту.

Самоутверждается, формирует самолюбие, проявляет активность, любознательность, которые порой приобретают странные формы.

Обесценивание – “не люблю”, “ты плохая/плохой”. Ребенок меняет отношение к ранее привычным и дорогим вещам и людям. Он может ломать (даже свои любимые) игрушки, портить одежду или мебель, дразнить и обзывать близких взрослых.

Деспотизм – “мне надо”, “я хочу”. Ребенок заставляет родителей подчиняться ему сначала в мелочах, затем во все более важных вопросах.

Наличие всего вышеперечисленного необязательно. Ведь кризис может протекать и в мягкой форме, с небольшими негативными проявлениями. Или вовсе пройти бессимптомно. Этому может способствовать спокойный темперамент ребенка, устойчивая нервная система, гармоничные отношения в семье и многие другие факторы.

Не стоит беспокоиться — эти негативные симптомы преимущественно несут позитивное содержание. Они формируют новую личность ребенка, служат для перехода к следующей ступени развития, Маленький человек становится более самостоятельным, активным, развивает самосознание и волевые качества, формирует самооценку. Отношения со взрослыми становятся более глубокими, осмысленными; значимость их оценки возрастает – ребенок ищет одобрения, начинает гордиться своими достижениями.

Какие можно дать советы родителям, чтобы пройти кризис 3 лет с максимальной пользой и минимальным стрессом для себя и ребенка?

Выработайте единую тактику воспитания – ее должны придерживаться все значимые для ребенка взрослые. Едиными должны быть правила, требования, система поощрений и наказаний.

Старайтесь избегать гиперопеки и авторитарного стиля воспитания.

Старайтесь акцентировать внимание не на запретах и наказаниях, а на разрешениях действовать. Меньше запрещайте, больше направляйте.

При возникновении конфликтной ситуации обсуждайте пути решения, учитывайте мнение ребенка.

Обучайте ребенка правилам поведения в социуме со сверстниками и взрослыми.

Обсудите обязательные к исполнению правила. Например, режим дня, принципы питания и другие важные вещи. Методично, но терпеливо настаивайте на выполнении оговоренных правил и требований.

Не допускайте “качелей”: сегодня можно все, завтра – ничего.

Поощряйте cамостоятельность, активность, познавательный интерес,

Старайтесь использовать в общении, обучении, развитии игровые приемы.

При должном терпении и методичности острая фаза КРИЗИСА довольно быстро пройдет. Нe стоит “включать” жестокое, прямолинейное воспитание, направленное на подавление этих проявлений. Это может привести к ряду психологических проблем (пассивность, страх перед авторитарными людьми, неумение настоять на своем, безынициативность) и даже к задержкам развития!

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Статья была Вам полезна? Оставьте комментарий!x
()
x