Кризис 7 лет у ребенка. Признаки. Что делать родителям?

Кризис 7 лет возникает в момент перехода ребенка из дошкольного в младший школьный возраст. В этот период у него начинает формироваться социальное “Я”. Это обусловлено и возрастом, и изменившейся социальной ситуацией – началом обучения в школе.

Возрастная психология обуславливающая кризис 7 лет.

Попадая в незнакомую для себя систему со своими правилами, обязательными к выполнению, иерархией, приобретая новый круг общения, ребенок становится более самостоятельным. Учится взаимодействовать со взрослыми (“близкими” и “социальными”) и сверстниками. (друзьями, выбранными добровольно, и одноклассниками, попавшими в тот же коллектив волей случая).

Ребенок получает новый опыт поведения в различных ситуациях, активно развиваются и различные психические процессы. Благодаря интенсивной учебной нагрузке развивается мышление, память, воображение, внимание, становится более связной и правильной речь. Развиваются способности к рефлексии – ребенок сравнивает себя с другими, чему активно способствует система оценивания. Учиться анализировать свои сильные и слабые стороны, начинает стремиться к самосовершенствованию, определяет свое место не только в семье, но и в коллективе, в обществе.

Изменения в эмоциональной сфере у ребенка 6-7 лет.

Изменяется и эмоциональная сфера: маленькая личность учится контролировать эмоции, понимать, о чем они и что за ними стоит. Ребенок постепенно начинает ставить цели и идти к ним, учится принимать обдуманные решения, взвешивать мотивы.

Наиболее часто встречающиеся “симптомы” сопровождающие кризис 7 лет у ребенка:

  • подражание взрослым, манерничанье
  • выражение непослушания, протеста
  • капризы, упрямство, игнорирование просьб взрослых
  • уменьшение спонтанности в поступках и словах
  • отказ от детских игр, вызванный стремлением казаться взрослее
  • повышенная восприимчивость к критике
  • распознавание своих переживаний (“Я сержусь”, “Я обижен”, “Я завидую”)
  • начало формирования собственной системы моральных ориентиров (определение “хорошо – плохо”, “добро – зло”)
  • утрата детской наивности, непосредственности
  • симптом “горькой конфеты” – ребенок ощущает дискомфорт или подавленность, но пытается не показывать их
  • формирование тайной, внутренней “личности” ребенка – личных переживаний, стремлений, чувств, которыми он может делиться только с самыми близкими или не делиться вовсе

На этом этапе развития особенно важен процесс адаптации ребенка к школьным условиям. Несвоевременное начало обучения, некачественная подготовка к школе и другие факторы приводят к плохой адаптации, трудностями в обучении, проблемам психологического характера. В таком случае понадобится помощь психолога и особенно бережное, внимательное отношение со стороны родителей.

Какие рекомендации по взаимодействию с ребенком можно дать родителям?

Уделите большое внимание подготовке к школе, особенно ее психологическому аспекту. Объясните сыну или дочери, что ждет их в школе, какие обязанности и привилегии есть у школьника. Какая новая, интересная жизнь его ждет! Избегайте запугиваний, обещаний трудностей и проблем.

Говорите честно!

Постарайтесь найти хорошего первого учителя – это важнее, чем престиж школы.

Перед тем, как отдать ребенка в школу, постарайтесь убедиться в его готовности. Сделать это можно у учителя или у психолога.

Учите ребенка управлять своими эмоциями, экологично (без вреда для себя и окружающих) их выражать.

Говорите о социальных нормах и взаимодействиях. Рассматривайте и анализируйте жизненные ситуации, объясняйте нормы социального общения, предостерегайте от ошибок. Станьте для сына или дочери надежной опорой в новом для него мире.

Помогите организовать продуктивный режим дня, в котором будет место прогулкам и отдыху.

Интересуйтесь внутренним миром ребенка. Делитесь с ним своими переживаниями. Так вы покажете ему свое доверие и побудите к ответной откровенности.

Привлекайте ребенка к планированию семейного расписания, бюджета, меню. Выделите ему обязанности по дому – как взрослому, ведь он и есть уже взрослый (относительно дошкольного возраста).

Расширьте круг обязанностей и наделите ребенка привилегиями. Покажите, что взросление – это дополнительные возможности, но и дополнительная ответственность.

B ответ на негативные проявления апеллируйте к логике, разумности, взрослость ребенка. Помогайте ему озвучить эмоции, сбросить их безопасным образом, а затем приступайте к поиску компромиссных решений.

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Статья была Вам полезна? Оставьте комментарий!x
()
x